Всем миром: выставка «Лев Бакст и его время» открылась в Риге

Выставка «Лев Бакст и его время» в музее «Рижская Биржа» — главное событие этого сезона — результат сотрудничества государственных и частных учреждений Латвии, России, Белоруссии и Литвы. Её официальное открытие 6 июля падает на День Миндовга (День государственности) в Литве и почти совпадает с Днём Независимости Республики Беларусь 3 июля.

Именно с Белоруссии всё и начиналось, хотя повод к торжеству подал Лев Бакст, русский художник с мировым именем. 10 мая ему исполнилось 150 лет, и во многих странах этот юбилей продолжают отмечать.

В Риге и в Москве параллельно развёрнуты две выставки, экспонаты для которых предоставил Санкт-Петербургский Государственный музей театрального и музыкального искусства (СПГМТиМИ). Рижская выставка включает также работы и предметы из фондов Латвийского Национального художественного музея (ЛНХМ), Литовского художественного музея, Литовской Национальной библиотеки, и артефакты, находящиеся в собственности Белгазпромбанка, Фонда Александра Васильева и литовского коллекционера Андрея Баляко.

Накануне вернисажа в музее «Рижская Биржа» прошла пресс-конференция с участием представителей сторон, задействованных в реализации проекта. Как и во времена Бакста за большим искусством стоят большие деньги. В нашем случае добрыми гениями выступили банки — белорусский Белгазпромбанк и латвийский Rietumu banka.

— Международный проект-выставка «Лев Бакст и его время» совпадает с корпоративной концепцией формирования коллекции Белгазпромбанка — это поиск и приобретение работ художников, родившихся в Белоруссии и получивших международное признание. Лев Бакст родился в Гродно и, по мнению некоторых искусствоведов, был самым известным художником накануне Первой мировой войны. Работ его не было в Болоруссии, кроме трёх литографий, хранящихся в фондах Национального музея Республики Беларусь. Благодаря усилиям Белгазпромбанка, было приобретено восемь работ Бакста, — сообщил журналистам белорусский дипломат и писатель, автор работ о Баксте Владимир Счастный.

По его словам, цель выставки — познакомить широкую публику с творчеством Бакста, напомнить о таком явлении, как дягилевские Русские сезоны в Париже, показать, что эпоха модерна связана не только с именами Климта и Мухи, что и «наши художники — художники круга „Мир искусства“ внесли большой вклад в развитие искусства того времени».

В свою очередь, член правления Белгазпромбанка Владимир Сажин подчеркнул, что выставка демонстрирует нам человека многогранно одарённого:

«Бакст проявил себя в различных ипостасях: он и блистательный художник, и участник и организатор знаменитых парижских сезонов русского балета, которые изменили судьбу самого балета, дали ему новый импульс и направление, плоды которого мы пожинаем сейчас, он и законодатель мод — и в Париже, и в Нью-Йорке в моде первых двух десятилетий несомненно доминировал Бакст как автор образцов тканей, моделей и вообще искусства и красоты. Бакст обогатил мировую красоту своей деятельностью».

Как отметил Сажин, выставка в Риге — третий этап проекта, который сгенерировали Белгазпромбанк и «Газпром трансгаз Беларусь», и в рамках которого уже прошли выставки в Минске и Вильнюсе.

— Будем споспешествовать её безусловному успеху. Нынешние времена очевидно нестабильные. Мы знаем, что процессы глобализации и их издержки часто ведут к выходу целых стран из союзов. Пожалуй, культурная ткань остаётся той единственной, которая не рвётся. Выставка Бакста в Риге — та самая нитка, которая будет вплетаться в ткань, объединяющую людей: тех, кто любит искусство, и тех, кто его не любит сегодня, но полюбит в будущем, — сказал банкир из Белоруссии.

Не остался в долгу у коллеги и представитель Rietumu banka Сергей Гродников. Он начал с того, что поздравил Белгазпромбанк с приобретением работ знаменитого художника и как человек, курирующий формирование корпоративной коллекции Rietumu banka, пожелал белорусскому банку новых больших находок и расширения того вклада, который он уже вносит в развитие национальной культуры и дело обогащения художественных фондов своей страны.

— Хочу предупредить, что вы находитесь на пути, который не имеет конечной остановки. И пять, и десять, и пятнадцать лет — это не срок для того, чтобы собрать коллекцию, тем более, когда речь идёт о материале в силу исторических причин, разбросанном по странам и коллекциям, — сказал Гродников.

По его словам, значение рижской выставки Бакста в возможности личного погружения в эпоху, непосредственного приобщения к легенде по имени Бакст, легенде, которая, как всегда, есть сочетание вымысла и фактов:

«Каждая выставка, представляющая разные собрания из разных стран делается огромным трудом, но именно эти выставки позволяют посмотреть на какое-то явление, процесс или фигуру заново. Когда собираются вещи, которые мы встречали сто лет назад, когда они предстают перед вами в окружении, в контексте художественной эпохи, когда вы можете остаться с ними один на один, когда вы можете оценить этот исторический момент творчества конкретного художника, уйти от привычных штампов, вроде того, что Бакст — это легенда, тогда вы получаете свои личные впечатления, которые остаются и живут с вами».

Это тем более верно, что экспозиции в Минске, Вильнюсе и Риге не идентичны по наполнению. Так, экспонаты из СПГМТиМИ не смогли прибыть в Литву, поскольку, как довелось мне услышать в кулуарах, подготовительный период пришёлся на момент обострения ситуации вокруг иска по делу ЮКОСа, и российская сторона, в отсутствие соглашения с Литовой об иммунитете музейных ценностей, решила не рисковать столь ценной частью своего культурного наследия.

Коллекция Бакста СПГМТиМИ — крупнейшая в России и, возможно, в мире, подчеркнула Татьяна Власова, главный хранитель собрания музея. Получив массу предложений от различных музеев, СПГМТиМИ остановился на двух, поступивших от ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве и Белорусского Нацилнального художественного музея. Свою коллекцию СПГМТиМИ разделил таким образом, что в Минске и Риге представлен ранний период в творчестве Бакста — оформление спектаклей в императорских театрах Санкт-Петербурга и начало дягилевских сезонов. Боле поздние работы, которых довольно мало в музее, уехали на выставку в Москву.

— Мы никогда не выставляли ранее эскизы костюмов к первому из спектаклей с участием Бакста — «Сердце маркизы» (1902), которые когда-то считались слабыми. А сейчас мы видим, что они не слабые, что характер будущих его театральных работ, значимых работ парижского периода, когда он прославился, сотворив чудо в моде и балетной сценографии всего мира. Следующий спектакль — «Ипполит» — он оформлял в драматическом Александринском театре. Нам показалось интересным представить этот спектакль в полном театральном построении: эскизы костюмов, фотографии, сами костюмы и даже макет сцены, что позволяет увидеть, как замысел трансформировался в реальность. И, наконец, «Клеопатра», которых на самом деле две и обе принадлежат Баксту. Одна представлена на выставке в Риге — эскиз костюма для первой исполнительницы Марии Кузнецовой-Бенуа. Вторая Клеопатра — эскиз костюма для второй исполнительницы Иды Рубинштейн — сейчас представлена в Москве. Первую работу мы получили из коллекции Михаила Фокина, а вторая пришла музей лишь в 2013 году вместе со знаменитой коллекцией театрально-декорационного искусства Никиты и Нины Лобановых-Ростовских, приобретённых и подаренных музею международным благотворительным Фондом «Константиновский». Мы мечтаем привезти всю эту коллекцию (более 900 рисунков) в Ригу и выставить в этом зале. А пока мы представлены на этой выставке примерно сотней экспонатов, из которых 30 работ принадлежат самому Баксту. Мне кажется, что выставка получилась очень представительная и дизайнерски очень красивая, — выразила в заключении общее мнение г-жа Власова.

Дизайнерской изюминкой рижской выставки стала совместная работа латвийских художников Роберта Рубинса и Дзинтарса Круминьша, создавших видеоинсталяцию с оживающим эскизом Бакста к балету «Жар-птица», выполненным в 1922 году в Париже из коллекции Белгазпромбанка.

— Это театр своего рода. Ведь ещё Теофиль Готье сказал, что танец — это ожившая живопись, — прокомментировала куратор выставки Вита Бирзака.

Скриншот материала


Автор: Александр Малнач

Источник: Baltnews.lv